Конспекты занятий по модульному оригами
Авторы: Скобелева О.В и Иванова Т.В., воспитатели МБДОУ детский сад № 223 (г. Барнаул, Алтайский край).
К 75 летию Алтайского края посвящается.
В честь празднования 75-и летия Алтайского края воспитателями МБДОУ детский сад № 223 с детьми старшего дошкольного возраста было проведено занятие по модульному оригами. На котором дети и педагоги (Скобелева О.В и Иванова Т.В) представили свою работу в виде конструкции модульного оригами, которое назвали «Лебединое озеро».

Полезная информация:
Озеро Лебединое. Озеро «Светлое» (Лебединое) находится в Советском районе Алтайского края, рядом с селом Урожайное. Озеро является памятником природы, оно уникальное в своем роде. Здесь учрежден государственный природный комплекс заказник «Лебединый» с целью сохранения единственной на Алтае зимовки лебедей-кликунов.
Оригами, как способ подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
История развития искусства оригами неразрывно связана с появлением и распространением бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. В переводе с японского оригами означает «сложенная бумага».
Оригами, как форма развлечения, не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. В наше время занятие «оригами» имеет большое значение для гармоничного развития детей. Наряду с детскими конструкторами — это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее ребёнка.
Занятия способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения. Так же в процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки — развивается чувство цвета, способствует воспитанию художественного вкуса. В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). Все это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. Педагогам известно, что у детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, слабо развита усидчивость и мелкая моторика рук. А все это необходимо при обучении детей в школе. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывание и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движениях рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Поэтому мы решили осуществлять решения этих проблем через занятие — модульным оригами.
В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, что требует изменения величины фигур). Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Оригами развивает эстетический вкус. Ведь это замечательно, когда из простого листа получается игрушка, которую можно еще и раскрасить. Такую игрушку можно подарить, оформить свою комнату в праздник.
Ход работы:
При создании лебедя подходит офисная, мелованная бумага, бумага для оригами. Вам понадобятся треугольные модули: 1 красный и 458 белых модулей оригами. Размер листочков бумаги для модулей примерно 4×6 см.




Литература:
Забавные фигурки. Модульное оригами. Т. Н. Проснякова
Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.
Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых. — М.: «Диалектика», 2010. — С. 256
Наталья Жорина Календарно-тематическое планирование занятий по модульному оригами
Календарно-тематическое планирование занятий
по модульному оригами
№ Тема Программное содержание Методы и приемы, направленные на развитие наглядно-образного мышления
1 «Волшебная страна Оригамия».
Познакомить детей с историей возникновения искусства оригами. Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их. Расширять кругозор. Развивать наглядно-образное мышление. Формировать умение оперировать предметами в мысленном плане. Рассматривание с детьми книги Т. Просняковой «Забавные фигурки. Модульное оригами»
Иллюстративный метод — показ изделий, выполненных способом оригами.
Игровые методы — д/и «Из чего сделано?», «Отбери фигуры».
2 «Веселый модуль». Познакомить детей с базовой формой модуль, применяемой в модульном оригами. Учить самостоятельно делать прямоугольники из целого листа, аккуратно разрезать бумагу, сгибать прямоугольник, совмещая углы и стороны. Складывать модуль. Учить работать с инструкционными картами. Укрепить координацию движений, силу и ловкость рук, научить складывать модуль. Развивать аналитико-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах. Практический метод — экспериментирование.
Наглядный метод — демонстрация слайдов.
Складывание модуля по образцу.
Игровые методы и приемы — создание игровой ситуации. Д/и «Длинный — короткий, широкий — узкий», «Покажи правильно».
3 «Лодочка».
Закреплять умение складывать модуль. Показать, как собирать модули в столбик и выкладывать из них лодочку на плоскости. Развивать у детей мыслительные операции, моторику пальцев рук. Учить работать с инструкционными картами. Развивать навык аналитического мышления.
Иллюстративный метод — демонстрация схем, слайдов.
Практические методы — выполнить с детьми конструирование из модулей «Лодочка». Упражнение на ориентировку «Путешествие кораблика» (на листе бумаге).
Игровые методы — создание игровой ситуации, д/и «Найди фигуру», «Лабиринт».
4 «Ракета».
Продолжать закреплять умение складывать модуль. Развивать творческие возможности, композиционные навыки детей, внимание, память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать. Учить работать с инструкционными картами. Наглядный метод — рассматривание иллюстраций с изображением ракеты, сравнение с образцом. Практический метод — сконструировать с детьми ракету из модулей.
Игровые методы — создание игровой ситуации, д/и «Едет, плывет, летит».
Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.
5 «Фламинго».
Закрепить умение детей складывать знакомую базовую форму самостоятельно. Выучить условное обозначение «линия перегиба». Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать умение классифицировать по определенному признаку. Наглядный метод — рассматривание картин с изображение птиц необычной раскраски.
Словесная игра «Назови одним словом».
Практический метод — изготовление «Фламинго» при помощи техники модульного оригами на плоскости.
6 «Веселый котенок». Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление. Закреплять умение соединять модули в одно целое (в один ряд, изготавливать плоские фигуры. Развивать усидчивость и терпение. Формировать умение оперировать предметами в мысленном плане. Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Котенок». Упражнение «Продолжи узор».
Игровой метод — создание игровой ситуации. Накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании
Словесные методы и приемы — вопросы к детям, объяснение.
7 «Зайка».
Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику рук; развивать вариативность мышления. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно. Продолжать формировать умение оперировать предметами в мысленном плане.
Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Зайка».
Игровой метод — д/и «Узнай сказку по картинке»
Наглядный метод — рассматривание иллюстраций с изображением зайца, использование технологических карт.
8 «Елочка».
Продолжать учить детей анализировать схему. Выучить условное обозначение «повернуть». Активизировать мыслительные процессы. В процессе конструирования формировать умение соотносить наглядные символы со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы). Словесные методы и приемы — беседа на тему: «Хвойные и лиственные деревья», вопросы к детям, пояснение, указание. Игровой метод — д/и «Найди дерево по описанию». Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Ёлочка» по схеме. Упражнение «Разложи по образцу».
9 «Утенок»
Закреплять умение работать по словесной инструкции и показу.
Учить соединять модули в одно целое разными способами, увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Развивать умение сравнивать и анализировать. Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Утенок».
Словесный метод — беседа «Чем отличается утенок от цыпленка?»
Игровой метод — д/и «Чей силуэт?»
10 «Стрекоза»
Продолжать учить детей соединять модули в одно целое разными способами.
Учить создавать особый скрепляющий элемент — «арку».
Закреплять умение сравнивать предметы и изображения по критериям: по длине, по форме, по цвету. Наглядный метод — рассматривание альбома «Насекомые», показ образца.
Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Стрекоза».
Словесная игра «Чем отличаются, чем похожи»
11 «Рыбки»
Учить складывать заготовку пополам, отгибать угол вперед от сгиба к низу, выучить условное обозначение «согнуть на лицевой стороне». Обогатить словарь детей по данной теме. Развитие памяти. Закреплять умение действовать в уме, оперируя образами представления. Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Рыбки». Игровые методы и приемы — накопление опыта отгадывания загадок, построенных на сравнении и описании.
12 «Цыпленок» Учить соединять ряды модулей в круг, делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Учить творчески подходить к изготовлению изделий, самостоятельно выбирать форму, цвет и размер. Продолжать учить работать со схемами. Закреплять умение анализировать — разделять предметы, действия и явления на составляющие компоненты. Практический метод — выполнить с детьми конструирование объемной игрушки из модулей. Использовать метод моделирования.
Игровой метод — д/и «Что перепутал художник?», «Угадай»
13 «Лебедь» Закрепить соединение рядов модулей в круг. Научиться превращать столбик модулей в шею лебедя. Освоить способ соединения модулей «двойной ряд»; продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Учить детей конкретизировать — выделять из общего частное действие или предмет. Словесные методы и приемы — беседа-обсуждение «Что дети знают о лебеде?», вопросы к детям, указание, пояснение. Практический метод — выполнить с детьми конструирование объемной игрушки из модулей.
Игровой метод — д/и «Чья это шея?»
14 «Ромашка» Продолжать учить детей соединять модули в одно целое разными способами. Учить увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое, создавать особый скрепляющий элемент — «арку». Закреплять умение сравнивать предметы и изображения по критериям: по длине, по форме, по цвету. Наглядный метод — показ образца, рассматривание слайдов с изображением цветов. Практический метод — выполнить с детьми конструирование из модулей «Ромашка».
Игровые методы — отгадывание загадок о цветах, построенных на сравнении и описании.
Д/и «Какой цветок лишний»

"Лебединое озеро«. Коллективная работа для детей 5–6 лет «Лебединое озеро» коллективная работа для детей 5-6 лет. Цель: воспитывать у детей желание любить и защищать природу. Задачи: 1. Развивать.

Фотоотчет «Форум «Белая акация. Лебединое озеро» Белая акация Красота и грация Локоны душистые Белые, игристые Наконец- то погода стала радовать нас теплыми, солнечными деньками. И в нашем.

Макет «Голубое озеро» Голубое озеро. для поделки нужна цветная бумага, (любая, клей, ножницы. Краски, картон, 1 — из картона вырезать форму Озера, затем.
Конспект НОД по краеведению «Озеро-сердце» Конспект НОД по краеведенью «Озеро — сердце» воспитатель Федорова М. Ю. Программное содержание: Расширить представления детей подготовительной.

Мастер-класс «Лебединое озеро» Завершающим этапом в подготовке к празднованию Дню Птиц, стала коллективная работа с воспитанниками подготовительной группы. За основу.

Мастер-класс «Лебединое озеро» «Лебединое озеро» нетрадиционная техника рисования сухими листьями, для детей старшего дошкольного возраста. Хотела бы поделится совместной.

Мастер-класс «Лесное озеро» (оригами) Цель: создавать коллективную работу в технике оригами. Задачи: развивать умение детей складывать боковые стороны квадрата к диагонали,.

Мастер класс поделка «Лебединое озеро» Мастер класс поделка «Лебединое озеро» Поделка «Лебединое озеро» выполнялась детьми в ходе НОД аппликация. Тема недели была «Птицы». С.

Поездка на озеро Светлояр. Дорогие мои друзья хочу рассказать вам историю озера Светлояр с не большим фото отчётом. Главная светлоярская легенда — о невидимом граде.
Тема. Оригами — японское искусство. «Зайчик».
- Закреплять знания детей о технике оригами, развивать навыки работы в данной технике;
- Способствовать развитию кистей рук, творческих способностей, интереса к познанию окружающего мира.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к животным и природе.
— учить детей работать в технике оригами;
— воспитывать у детей бережное отношение к природе, животным.
Ход занятия:
1. Приветствие, подготовка рабочего места.
- Работа по теме занятия
— О ком у нас была игра? (О животных)
Не барашек и не кот,
Шуба серая — для лета,
(Зайчик) ( Долженко Г.И., 100 оригами. — Ярославль : Академия развития, 2008)
— А что значит «оригами»? («Ори» — складывать, «гами» — бумага. Оригами — это искусство выполнять различные фигурки из листа бумаги)
- Повторение правил по технике безопасности
- Практическая часть
— Рассмотрите схему выполнения зайчика. Что будет делать сначала? (Голову)
Дети выполняют голову и туловище зайчика под руководством педагога, который оказывает индивидуальную помощь
Зайке холодно сидеть,
Лапки вверх, лапки вниз.
Лапки ставим на бочок,
А затем вприсядку,
Прыгать заинька горазд,
(http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/04/11/igrovye-fizminutki)
Склеивание частей изделия. Оформление мордочки зайца: наклеивание глаз, носа, усов.
— В какой технике мы с вами сегодня работали? (Оригами)
— Что понравилось на занятии?
— Посмотрите какие замечательные, аккуратные зайчики у вас получились. Молодцы. (Отметить наиболее удачные работы)
Источники
- http://www.detsadclub.ru/index.php/konspekty/1188-kollektivnaya-tvorcheskaya-rabota-lebedinoe-ozero-modulnoe-origami
- http://www.maam.ru/detskijsad/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-zanjatii-po-modulnomu-origami.html
- http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-lebedinoe-ozero-492480.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2015/03/29/origami-yaponskoe-iskusstvo-zaychik