Модульное оригами китайских мастеров
Л О Д К А — Д Р А К О Н
Мастер-класс
Китайский дракон (龍, лун) — в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Гонки на лодках-драконах проводятся в Китае уже на протяжении 2,5 тысяч лет. Раньше это было частью праздничного ритуала в честь водного дракона, а теперь стало обычными спортивными соревнованиями.
Лодка-дракон называется так из-за своей конструкции. Её нос и корма выполнены в форме головы и хвоста дракона. Сама лодка длинная и узкая, напоминающая тело дракона.
Команда лодки-дракона состоит из гребцов, рулевого, который находится на корме и с помощью весла корректирует направление движения лодки, и человека, задающего ритм гребцам. На носу лодки расположен барабан, на котором задающий ритм отбивает такт и таким образом руководит движениями гребцов. Задающий ритм играет очень важную роль в процессе движения лодки. Его барабан — это сердце дракона. Он должен учитывать и следить за многими факторами, такими, как: скорость ветра, особенности течения, движение других лодок и т.д.
1. Для того, чтобы сделать «Лодку-дракон» нам понадобятся модули размером 37×52 мм (или лист бумаги размером А4 делим на 32 прямоугольника). Всего нам понадобиться 343красных и 509розовых модулей.
2. Начинаем собирать лодку.
Для 1-го ряда берем 4 модуля красного цвета.

2 ряд — 3 красных модуля соединяем с модулями первого ряда, при этом крайние уголки оставляем свободными.

3 ряд — 4 красных модуля, крайние модули одеваем на свободный уголок модуля 1-го ряда и на уголок модуля второго ряда.

4 ряд — собираем так же как и 2 ряд — 3 модуля.
5 ряд — 4 модуля, как в 3-м ряду.
6 ряд — 3 модуля, как во 2-м ряду.
7 ряд — 4 модуля, как в 3-м ряду.
8 ряд — 3 модуля, как во 2-м ряду. По краям красные, посередине один розовый. Сразу же начинаем делать изгиб.

9 ряд — 6 модулей. Добавляя модули, мы начинаем расширять нашу лодку. По краям по 2 красных модуля, посередине2 розовых (розовые одеваем на розовый модуль).

10 ряд — 1 красный модуль одеваем на внутренние уголки красных модулей, затем 3 розовых модуля и 1 красный модуль.

11 ряд — 2 красных, 4 розовых, 2 красных

12 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
13 ряд — 2 красных, 6 розовых, 2 красных модуля.
14 ряд — 1 красный, 7 розовых, 1 красный модули.
15 ряд — 2 красных, 8 розовых, 2 красных модуля.
16 ряд — 1 красный, 9 розовых, 1 красный модули.
17 ряд — 2 красных, 10 розовых, 2 красных модуля.
18 ряд — 1 красный, 11 розовых, 1 красный модули.
Больше прибавлений не делаем. Дальше наша лодка будет прямой.

19 ряд — так же как 17 ряд.
20 ряд — так же как 18 ряд.
Далее все ряды продолжаем чередовать по очереди, пока не сделаем желаемую длину нашей лодки.
У меня желаемая длина получилась 41 ряд.

Дальше будем делать убавление.
42 ряд — 1 красный, 10 розовых, 1 красный модули.
43 ряд — 2 красных, 8 розовых, 2 красных модуля.
44 ряд — 1 красный, 9 розовых, 1 красный модули.
45 ряд — 2 красных, 8 розовых, 2 красных модуля.
46 ряд — 1 красный, 7 розовых, 1 красный модули.
47 ряд — 2 красных, 6 розовых, 2 красных модуля.
48 ряд — 1 красный, 7 розовых, 1 красный модули.
49 ряд — 2 красных, 6 розовых, 2 красных модуля.
50 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
51 ряд — 2 красных, 4 розовых, 2 красных модуля.
52 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
53 ряд — 2 красных, 4 розовых, 2 красных модуля.
54 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.
55 ряд — 2 красных, 2 розовых, 2 красных модуля.
56 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.
57 ряд — 2 красных, 2 розовых, 2 красных модуля.
58 ряд — 1 красный, 2 розовых, 1 красный модули.
59 ряд — 2 красных, 1 розовый, 2 красных модуля.
60 ряд — 1 красный, 2 розовых, 1 красный модули.
61 ряд — 2 красных, 1 розовый, 2 красных модуля.
62 ряд — 4 красных модуля.
63 ряд — 5 красных модулей.
64 ряд — 4 красных модуля.
65 ряд — 4 красных модуля.
66 ряд — 3 красных модуля.
67 ряд — 4 красных модуля
68 ряд — 3 красных модуля.
69 ряд — 3 красных модуля.
70 ряд — 2 красных модуля.
71 ряд — 1 красный, 1 розовый, 1 красный модули.

Вот такая лодочка у нас получилась. Один совет: Когда будете заканчивать убавление, можно модули сажать на клей, чтобы они у вас не распались.
Теперь начнем выполнять хвост нашего дракона. Количество модулей опять будем увеличивать.
72 ряд — 1 красный, 2 розовых, 1 красный модули.
73 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.

Вот так будет выглядеть наше увеличение модулей.
74 ряд — 1 красный, 4 розовых, 1 красный модули.
75 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
76 ряд — 1 красный, 6 розовых, 1 красный модули.
77 ряд — 1 красный, 7 розовых, 1 красный модули.

В следующем ряду начинаем убавлять наш хвостик.
78 ряд — 1 красный, 6 розовых, 1 красный модули.
79 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
80 ряд — 1 красный, 4 розовых, 1 красный модули.
81 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.
82 ряд — 1 красный, 2 розовых, 1 красный модули.
83 ряд — 1 красный, 1 розовый, 1 красный модули.
84 ряд — 2 красных модуля.
85 ряд — 1 красный модуль.
Хвост готов.

Теперь корпус для нашей лодки почти готов.

Сделаем подставочку для лодки, чтобы она имела законченный вид. Для этого берем красные модули в количестве 11 штук для каждой стороны и складываем их друг в друга.

Теперь каждую из полосочек вставляем, точнее приклеиваем, ко дну нашей лодки.

Вот так выглядит наша лодка на подставке.

3. Теперь корпус нашей лодки готов. Нужно сделать голову дракона и украсить ею лодку.
1 ряд — 4 розовых модуля.
Начинаем делать прибавления
2 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.

3 ряд — 6 розовых модулей.
4 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
5 ряд — 8 розовых модулей.
6 ряд — 1 красный, 7 розовых, 1 красный модули.

Теперь делаем убавление.
7 ряд — 1 красный, 6 розовых, 1 красный модули.
8 ряд — 1 красный, 5 розовых, 1 красный модули.
9 ряд — 1 красный, 4 розовых, 1 красный модули.
10 ряд — 1 красный, 3 розовых, 1 красный модули.
11 ряд — 1 красный, 2 розовых, 1 красный модули.
12 ряд — 1 красный, 1 розовый, 1 красный модули.
13 ряд — 2 красных модуля.
14 ряд — 1 красный модуль.

Верхняя часть головы готова.
Приступаем к изготовлению нижней, она делается так же, как верхняя, только по краям надеваются только красные модули.

Начинаем оформлять голову дракона.
Возьмем 2 черные бусины для глаз и 1 зубочистку. Острые концы зубочистки отрезаем примерно по 1 см.

Отверстие в бусинке заполняем клеем и вставляем туда отрезанную зубочистку тупым концом.

Наши глазки готовы.
Теперь будем делать «рожки» нашему дракону.
Нам нужно сделать 4 полосочки из 7 розовых и 1 красного модулей.

Еще нам понадобятся 2 полосочки из 4-х модулей красного цвета, и 4 полосочки из 5 розовых и 1 красного модулей.


Все детали головы у нас готовы. Начнем собирать голову. Две части головы склеиваем клеем.

Теперь приклеиваем приготовленные нами глазки и две красные полосочки.

Дальше наденем оставшиеся полосочки и голова нашего дракона готова.

И теперь приклеиваем голову к носу нашей лодки. Чтобы голова держалась более устойчиво ее можно посадить дополнительно, кроме клея, на кусочки зубочистки.
Добавляем на нашу лодку парус.
Наша Лодка-Дракон готова к соревнованиям.

материал взят с сайта
http://stranamasterov.ru/node/15150
Любовь Халикова Мастер-класс для педагогов ДОУ по знакомству с техникой модульного оригами и обмену опытом «Стрекоза»
Мастер — класс для педагогов ДОУ
«Стрекоза» Модульное оригами
Воспитатель: Халикова Л. В. 2015г.
Цель:
знакомство с техникой модульного оригами; обмен опытом между педагогами различных категорий.
Задачи:
— Вызвать интерес к данному виду творчества;
— Познакомить с технологией модульного оригами, изготовления игрушек данным способом;
— Изготовить игрушку «Стрекоза»
Материалы и инструменты:
1. Офисная бумага;
2. Нож для резки бумаги;
3. Линейка;
1. Вводная часть.
1слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом работы по изготовлению поделок в технике модульного оригами.
С явлением оригами, наверное, знакомы все, хотя бы по разговорам, телевизору или книгам. Что представляет собой оригами? Это целое искусство причудливого складывания различных фигур из бумаги. Так, например, кораблик или самолетик, которые мы все мастерили в детстве — это и есть самый простой пример оригами. Чем же отличается обычное оригами от модульного? Далее мы постараемся разобраться в этом вопросе.
Модульное оригами — это трехмерное искусство, которое зародилось в Китае. Изначально оно являлось одним из проявлений философии. В то время в Китае активно развивалось искусство, отражаясь в различных
направлениях. К особенностям модульного оригами можно отнести то, что каждое готовое изделие собрано из множества маленьких фигурок. При этом модули (детали) могут быть различными по размеру, форме и цвету, в зависимости от того, какое задумывается итоговое изделие. Благодаря модульному оригами появилась возможность создавать необычные сувениры, подарки, игрушки, елочные украшения, гирлянды. Возникает вопрос: каким образом скрепляются модули? Клей в процессе создания изделия не используется — все детали вставляются одна в другую, крепко закрепляясь, что позволяет фигуре не распадаться.
3 слайд Модульным оригами очень интересно заниматься вместе с детьми и семьей, мастеря одну общую игрушку или же несколько разных. Единственное, что требуется для модульного оригами (кроме бумаги) — это, конечно, недюжинная усидчивость и терпение. Ведь для создания одной большой фигуры может потребоваться не только несколько десятков и сотен модулей, но и несколько тысяч, а это занимает массу времени. Зато после того, как все модули готовы, наступает, наверное, самый приятный момент — формирование изделия. Готовое изделие выглядит очень эффектно за счет своего объема, текстуры, ярких цветов. Поверьте, ради этого стоит корпеть над работой. К поделкам, как правило, создаются максимально понятные и простые схемы сбора и создания модулей, по которым можно отследить каждый шаг.
С самого начала постарайтесь не приступать к сложным фигурам — потренируйтесь на более простых и незамысловатых, к примеру, создайте шар или какой-нибудь фрукт. Детям особенно нравится выдумывать что-либо свое — позвольте им пофантазировать. После того, как Вами будет освоен принцип чтения схем создания модульного оригами, схемы из китайских или японских журналов поддадутся Вам также легко.
2. Основная часть.
1. Теоретическая часть.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
В переводе с японского оригами — складывание бумаги. В результате складывания получаются разнообразные фигурки. Но сегодня мы не будем просто учиться делать ту или иную фигуру. Моя задача — познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?
Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.
Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует ФГОСам. ФГОС ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса. методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:
1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
2. выполнение действий с детьми с проговариванием
3. выполнение действий по пооперационным картам.
Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже, не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и даётся возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый приём — объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём — объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, „посадим её на цветок“. А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы.
Рассмотрим второй приём — выполнение действий с детьми с проговариванием.
Для его демонстрации я приглашу помощников, чтобы более наглядно Вам показать его использование в практической работе с детьми. Я буду складывать форму и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаются детям.
Демонстрация приёма.
— Мы будем складывать форму. Возьмите квадрат. — Какую фигуру вы взяли?
— сейчас мы сложим базовую форму «Воздушный змей». — Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали?
— Перегните заготовку пополам. — Что вы сейчас будете делать?
— Покажите, что у вас получилось. Спасибо за вашу помощь.
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.
Рассмотрим третий приём — выполнение действий по пооперационным картам или схемам.
Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём — выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?
Схема — плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. Кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
И самое главное — работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка — чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации — зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)
• осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём,