Модульное оригами кружка
Программа
Модульное оригами. «Бумажное царство»
Возраст: 9-12 лет
Гоголева Н.В.
«Истоки творческих способностей и дарований детей
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке,
Сухомлинский В.А.
Задача воспитательной работы — забота о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное влияние выявлению и созданию условий для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.
Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.
- Учит детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание, склеивание);
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, круг, треугольник, угол, сторона, вершина, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
- Развивает пространственное воображение;
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, по и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией.
Программа коррекционных занятий «Бумажное царство» является частью комплексной программой по коррекции развития детей, проблемами которых занимается Центр.
Основные идеи программы.
На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
творчестве, расширение кругозора.
- Обучающие:
- Развивающие:
- Воспитательные:
Организационные принципы
Сроки реализации программы: 1 год (36 ч).
При формировании группы учитывается возраст, уровень развития ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6-8 человек.
Формы и методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.
Программа «Бумажное царство» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Должны знать:
Должны уметь:
Должны овладеть навыками:
Кроме того, воспитанники разовьют внимание, память, мышление,
получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- Составление альбомов готовых поделок, книжек — раскладушек с фотографиями работ.
- Проведение выставок работ в центре.
- Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Общий план занятий.
- Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание наинструменты и материалы, лежащие на парте).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- Введение в новую тему:загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- Практическая часть:
Методическое обеспечение программы
Материалы из опыта работы педагога:Дидактические материалы:• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.• Инструкционные карты сборки изделий (размноженные на ксероксе).• Образцы изделий.• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.Методические разработки:• Компьютерные презентации:— Презентация "Моя образовательная программа".— "Цветочные композиции«.— «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).— «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
Литература
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости. 2 класс. Санкт-Петербург, «Образование», 1999
- Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
- Грехова Л.И., В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. — М. — С. Илекса, Сервисшкола, 200
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. — М., Просвещение, 198
- Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
- Макарова Н.Р. Тайна бумажного листа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М. «Мозаика-синтез», 1998.
- Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
- Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. — М., Детская литература, 1970
- Интернет сайт:
План занятий по программе «Бумажное царство».
- Вводное занятие. Путешествие в «Бумажное царство».
- Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: рыбка.
Содержание беседы: «обитатели водоемов». Знакомство с разнообразием рыб. Игра «Найди дом для рыбки». Знакомство с инструкционными картами для складывания различных рыбок. Игра «Мы весёлые рыбки». Рассказ Л. Берг «Рыбка». Выполнение практической работы
- Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: бабочка
Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстрацийДидактические игры:"Найди насекомых, поедающих листья", "Как спрятаться бабочкам«Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»)
(Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Игра «Собери цветник». Выполнение практической работы. Складывание цветов подсолнуха, ромашки (по желанию). Оформление композиций.
- Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: апельсин
Дидактическая игра «Подбери картинку к предмету». Складывание разрезных картинок из двух частей по теме "Фрукты«.Дидактическая игра «Вспомни, что положили в мешочек». Выполнение практической работы.
11-12. Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: цыпленок
Беседа о домашних животных и птицах. Игра «Узнай чей голос», «Кто где живет». Выполнение практической работы
18-20. Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: столовый сервиз
Беседа по теме. Игровое упражнение: «Что для чего», «Один — много». Игровое упражнение: «Что из чего». Игра: «Найди вторую половину». Составление загадок описаний о предметах посуды. Выполнение практической работы
24. Новогодние игрушки: Снежинки.
Беседа по теме "Что такое снег и лед","Нужен ли зимой растениям снег?" Опыт со снегом: Цветные льдинки. Знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно. Выполнение практической работы
27-32. Новогодние игрушки: Дед Мороз и Снегурочка.
Знакомство со сказкой «Морозко». Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей. Выполнение практической работы
36. Итоговое занятие. Оформление выставочных работ.
Занятие 1
Цель занятия:Познакомить детей с японским искусством оригами.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами. — Что вы знаете об оригами? (…)- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (…)- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:
Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни — журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом — бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.- Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили?- Что в них общего?- Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?
— искусственный цветок из пластмассы, — объемный тюльпан, выполненный в технике оригами, — аппликация цветка, выполненного в технике оригами,- игрушечный кораблик из пластмассы,- аппликация "Кораблик«,- объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик,- пластмассовая игрушка-животное,- объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,- геометрическая аппликация животного.
— Цветы, кораблики, животные.- Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.- Предметы плоские и объёмные.- и т.д.
3. Стадия рефлексии
Итоги занятия:
ПРИЛОЖЕНИЕ
— Согнуть на себя — Согнуть от себя — Перегнуть на себя (согнуть и разогнуть) — Перегнуть от себя — «Складка-молния» (сочетание складок «долина» и «гора») — «Двойная складка-молния» (с двумя слоями бумаги) — Перевернуть на другую сторону — Повернуть в одной плоскости — Раскрыть
— Линия сгиба «Долина» — Линия сгиба «Гора»
— Невидимая линия
— Увеличение изображения
— Точка для отметки пересечения линий, краев и т.д. — Держать здесь — Следующее действие — вид отсюда — Прямой угол — Повторить действие 1 раз — Равные отрезки — Равные углы

Необходимые для изготовления поделки материалы:
• Бумага офисная цветная (желтая, розовая, зеленая)
• Клей
Для чашки нам потребуются треугольные модули желтого, розового и зеленого цветов, которые изготавливаются из прямоугольных бумажных заготовок равных 1/32 части листа бумаги формата А4.
Для начала берем модули желтого цвета и создаем из них тройки так, как показано на фото.

Всего нужно сделать 15 троек. Далее, получившиеся заготовки из модулей соединяем между собой и замыкаем в круг.

Это был 1 и 2 ряд.
В 3 ряду — 30 модулей желтого цвета.
После изготовления ряда, изделие нужно слегка изогнуть, придав ему форму чаши.

Далее, собираем рисунок по следующей схеме:

4 ряд — 4 розовых, 4 желтых, 2 зеленых, 5 желтых, 4 розовых, 4 желтых, 2 зеленых, 5 желтых модулей;
5 ряд — 5 розовых, 3 желтых, 3 зеленых, 4 желтых, 5 розовых, 3 желтых, 3 зеленых, 4 желтых модулей;
6 ряд — 6 розовых, 1 желтый, 5 зеленых, 3 желтых, 6 розовых, 1 желтый, 5 зеленых, 3 желтых модулей;
7 ряд — 7 розовых, 5 зеленых, 3 желтых, 7 розовых, 5 зеленых, 3 желтых модулей;
8 ряд — 6 розовых, 5 зеленых, 4 желтых, 6 розовых, 5 зеленых, 4 желтых модулей;
9 ряд — 5 розовых, 5 зеленых, 5 желтых, 5 розовых, 5 зеленых, 5 желтых модулей;
10 ряд — 4 розовых, 3 зеленых, 8 желтых, 4 розовых, 3 зеленых, 8 желтых модулей;
11 ряд — 30 желтых модулей вставляем короткой стороной наружу.
Наша чашка практически готова.

Осталось только изготовить ручку.
Для этого нам потребуется 10 модулей желтого цвета. Модули необходимо соединить между собой и полученную заготовку слегка изогнуть. Получаем вот такую ручку.

Далее крепим ручку к чашке при помощи клея.
Наша чашка в технике оригами готова!

Приступаем к изготовлению блюдца.
Модули желтого цвета соединяем в 2 тройки, которые скрепляем между собой при помощи двух дополнительных модулей.

Получаем крестообразную заготовку. Далее увеличиваем общее количество модулей в ряду ровно в два раза. Для этого располагаем дополнительные модули так, как проиллюстрировано на фото.

И закрепляем их при помощи модулей следующего ряда. Это были 1-3 ряды нашего блюдечка.
4 ряд: снова увеличиваем количество модулей в два раза (до 16);
5 ряд: 16 модулей желтого цвета;
6 ряд: увеличение числа модулей в два раза (до 32).

7 ряд: чередование — 2 зеленых, 2 желтых модуля. Общее количество модулей в ряду — 16 зеленых и 16 желтых.
Наше блюдце готово!

Блюдце можно прикрепить к чашке при помощи клея или зубочисток.
Полюбуйтесь, какая красивая чашка с блюдцем у нас получилась!


Коростик Надежда