Модульное оригами в детском саду

Оригами как инструмент интеллектуального развития ребенка.

  • Парнюк Лена Алексеевна, воспитатель
  • Шафигуллина Людмила Анатольевна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Опыт работы по теме: «Оригами как инструмент интеллектуального развития ребенка».

Цель:

  1. Учить детей делать новые игрушки, складывая квадрат в разных направлениях. Закреплять навыки украшения готовой фигурки.
  2. Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук. Формировать эстетический вкус. Вызывать радостное настроение от проделанной работы.
  3. Воспитывать желание изготавливать поделки из бумаги в стиле оригами. Воспитывать любовь к природе, аккуратность.

Предварительная работа:

  • загадывание загадок о животных, заучивание стихов;
  • рассматривание готовых поделок в стиле оригами;
  • знакомство с различными свойствами и качествами бумаги;
  • слушание музыкальных произведений.

Словарь: звери, звериная тропа.

Оборудование:

  • цветная бумага, ножницы, клей, игрушка-свистулька;
  • на столе оформлен уголок леса «Лесная полянка»;
  • аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского;
  • фонограмма детской песенки «Песенка друзей».

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. Дети входят в группу. Воспитатель подводит детей к столу, на котором оформлен уголок леса.

Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в сказочный лес, который полон сказок и чудес. Какой чистый воздух в лесу! Поют птички (воспитатель играет на свистульке). Это птички приглашают нас в удивительный лесной мир.

Птицы веселую песню поют, В сказочный лес за собою зовут.

Воспитатель: Давайте, ребята, погуляем по лесу. Но прежде, повторим правила поведения в лесу.

Дети: Ветки не ломать; деревья не портить; не шуметь, а то напугаем обитателей леса, ходить только по тропинкам; траву и цветы не мять.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правила поведения в лесу вы знаете хорошо! Вы же знаете, что в лесу много жителей? Так кто же живёт в лесу?

Дети: Птицы, жуки, насекомые…

Воспитатель: Для них лес — родной дом, а мы в нем гости.

Мне по нраву только тот, Кто лесной мир бережет, Тот, кто веток не сломает, Тот, кто птичку не спугнет И костер не разведет!

Воспитатель: А теперь ребята настала пора узнать, кто живет в нашем лесу. Давайте с вами прогуляемся по звериной тропе.

Дети с воспитателем идут по тропе, проводится игра: «Вместе по лесу идем».

Воспитатель: Интересно, какие животные здесь проходили?

Дети: А мы не видели зверей!

Воспитатель: Вы правильно заметили, ребята, что пока мы шли по тропе, не встретили ни одного зверька, а без них в лесу грустно, не с кем поиграть, посмеяться. Что же нам делать?

Дети: Сделать обитателей леса из бумаги.

Воспитатель: Правильно, мы сделаем их из бумаги. Я предлагаю разделиться на подгруппы и сесть за столы кто с кем хочет. Одна подгруппа будет делать зайцев, другая — медведей, третья — лисиц.

Дети разбиваются на три подгруппы. В ходе выполнения работы звучит фонограмма детской песни. Дети мастерят, воспитатель помогает.

Воспитатель: Ну вот, ребята, каких замечательных зверей вы сделали.

Рассматривают их, выделяют характерные черты. Особенности техники складывания каждой фигурки.

Дети: Какие чудесные зайчики! А лисички какие хитрые получились! А вот и медведи переваливаются с боку на бок!

Воспитатель: Молодцы! Все постарались! А теперь, этих замечательных зверей отнесем на лесную полянку.

Дети: А мой зайка спрятался за пеньком, а мой под кустиком.

Дети: А моя лисичка спряталась за сосной, а мой медведь залез в самую чащу.

Воспитатель: Посмотрите, как интересно и весело стало на лесной полянке.

Ребенок:

У нас за каждой веточкой друзья найдутся тут, И зайчики, и мишки навстречу нам бегут.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нужно было сильно захотеть и на нашей сказочной лесной полянке появились зверюшки, которых вы любовно смастерили из бумаги.

Воспитатель: А в какой технике вы выполняли зверей?

Дети: Оригами.

Воспитатель: Правильно. Ну а на этом наше путешествие в лес закончилось и нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, добрый лес!

Дети: До свидания, добрый лес!

Звучит фонограмма.

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в наш детский сад. А по какой тропе мы возвращались?

Дети: По звериной.

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, что мы там делали?

Дети: Мы сначала повторили правила поведения в природе, потом обнаружили, что в лесу нет ни одного животного и тогда смастерили медведя, зайца и лису из бумаги в технике оригами.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Все очень хорошо поработали сегодня. Наше путешествие окончено.

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество». Тема: «На лесной полянке».

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. В кружке создаётся благоприятная атмосфера для налаживания взаимоотношений детей друг с другом, для восстановления доверительных контактов воспитателя и детей.

В моей группе, помимо непосредственно образовательной деятельности дети занимаются в кружке «ОЧ умелые ручки». Вы меня спросите, а как появился этот кружок?

Да просто мне самой нравится делать необычные вещи из обычного материала. Мне показалось, что это будет интересно и детям. Первый раз предложила детям нарисовать яблоко не красками, карандашами, мелками, фломастерами, а пластилином. Увидела на лицах детей удивление! А в процессе работы интерес. А еще больше удивления я наблюдала у родителей, когда они видели работы своих детей. Поняла, что для успешности работы необходимо участие в творчестве всей семьи и стала привлекать родителей к работе кружка. Они вместе с детьми приносили ненужные баночки, бутылочки, коробочки, а домой забирали шедевры своих детей.

Дети стали видеть в простых вещах свои будущие поделки. В осеннем листочке — зайца или медведя, а кто-то увидел и золотую рыбку. У них стало развиваться воображение, фантазия, речь. А в процессе выполнения поделок мелкая моторика рук. Еще В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». И все педагоги знают, если мы развиваем пальцы рук, то мы развиваем самое главное у ребенка — его речь. Он научится, выражать свои мысли правильно, общаться с детьми, взрослыми, сумеет наладить контакт в коллективе. На своих занятиях я не загоняю фантазию детей в жесткие рамки. Они свободны в выборе темы работы, материала из которого будут мастерить, способа выполнения. В процессе творческой деятельности детей я являюсь внимательным собеседником, советчиком, помощником, соавтором,доброжелательно оцениваю работу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей. Неудивительно, что такие занятия любят. Ждут, выполняют с увлечением. Особенно дети с круглосуточным пребыванием в детском саду.

В процессе работы кружка я не только занимала детей делом, но и преследовала учебные задачи по воспитанию и обучению детей по программе под редакцией М.А. Васильевой, в соответственно каждому возрасту.

Моим детям очень понравилось складывать фигурки из бумаги. Сначала мы складывали традиционным способом. Получались простые фигурки зайчиков, медведей, кораблики, самолетики и т. д. Детям нравилось, что за короткое время с помощью бумаги и их труда получались готовые игрушки для игр, театра или просто подарка для родных. Дети не только научились складывать фигурки по схеме, но узнали много о свойствах и видах бумаги, об истории оригами и разных манерах складывания (традиционное оригами, модульное оригами и т.д.).

Сложным, но от этого более интересным стало для детей модульное оригами, где готовое изделие создается не из одного листа бумаги, а из двух, трех, четырех и т.д. одинаковых частей — модулей. Отдельные модули не имеют своего лица. Своей индивидуальности, а становятся лишь деталью конструктора, элементом мозаики. Модули могут складываться как из квадратных листов бумаги, так и из листов другой формы. Я показала детям схему составления модулей (Приложение 2) из прямоугольника и мы начали работу по их изготовлению. Модули можно складывать везде — дома, в транспорте, даже на занятиях по математике, при решении задач (был у нас и такой опыт: ребята собирали 3 модуля красного цвета и два модуля синего цвета. Сколько модулей получилось?). Также использовали их как раздаточный материал. Делали длинные и короткие дорожки. Закладки для книг, елочный шар, к 8 марта сделали коллективную работу корзинку для мам в соавторстве с воспитателем и подарок маме цветок (Приложение 3). Из модулей можно составить модели любой сложности и размера — от самых простых до сложных и трудоемких. Во время складывания модулей мы слушаем аудиокниги, заучиваем стихотворения, тексты песен, прослушиваем детские песенки, повторяем состав числа, прямой и обратный счет, решаем устные задачи и т.д. т.е. не сидим, молча, а закрепляем пройденный материал или ведем беседу на тему заданную детьми или педагогом. Модульное оригами прекрасно подходит и для работы детей в группах, так как крупные поделки лучше выполнять в коллективе. Этот вид творчества сближает не только детей в группе, но и семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного. В конце года мы устраиваем выставку работ.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Целью кружка является:

  1. Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  2. Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок — ребенок, ребёнок — педагог, ребёнок — родители.
  3. Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через кружковую работу.
  4. Формировать активную позицию помощника и защитника живой природы у детей дошкольного возраста.
  5. Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  6. Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка — дошкольника.

Задачи:

  1. Научить детей: видеть в бросовом и ненужном, исходный материал для изготовления «шедевров» (например: бутылочка от шампуня — совочек для песка, листок бумаги можно превратить в забавную игрушку с помощью техники оригами, сделать недостающую игрушку для игры и т.д.).
  2. Закреплять и развивать полученные знания детей в процессе обучения.
  3. Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения.
  4. Воспитание волевых качеств: усидчивости, терпения, старательность, умения доводить работу до конца.
  5. Укрепление внутрисемейных связей через совместную творческую деятельность родителей и ребёнка. Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
  6. Трудовое воспитание.
  7. Развитие активного и пассивного словаря детей.

В своей работе я руководствуюсь принципами:

  1. Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  2. Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир — наблюдая, размышляя, сопереживая — в творческой деятельности).
  3. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий).
  4. Принцип эмоционально-насыщенной тематики занятий и заданий.
  5. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности.

План кружка «Оч умелые ручки» (старшая группа) длительность работы 20-25 минут, один раз в неделю.

Литература:

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.