Простые базовые формы оригами

origami-bazi

Базовые формы оригами — это основа, на которой создаются самые разные модели. Некоторые с минимальным добавлением складок, а некоторые так далеко уходят от «базы», что даже и угнать их невозможно! Кроме того, многие самые простые базовые формы оригами служат основой для складывания более сложных базовых форм. Здесь мы приводим шесть наиболее простых базовых форм, доступных для складывания детям-дошкольникам:

• Базовая форма оригами «Треугольник» Треугольник • Базовая форма оригами «Воздушный змей» • Базовая форма оригами «Блинчик» • Базовая форма оригами «Книжка» • Базовая форма оригами «Дверь» • Базовая форма оригами «Дом»

Остальные, формы сложить труднее. Вы можете посмотреть их в статье о базовых формах оригами для детей 6-12 лет.

Базовая форма оригами «Треугольник» для детей от 4 лет.

Простейшая форма. Квадратный лист бумаги перегибаем по диагонали. Малыши хорошо воспринимают такое объяснение: делаем из «платочка» «косыночку». Для аккуратного складывания соединяем противолежащие углы, придерживаем их пальцем одной руки, а второй рукой заглаживаем складку.

origami-treugolnik1
origami-treugolnik2

На основе базовой формы «Треугольник» вы можете сделать с малышами, например, оригами мордочки животных (с 4 лет), цыпленка из бумаги (с 4 лет) или модель оригами коготь (с 5 лет) и бумажный стаканчик(с 5 лет).

Базовая форма оригами «Воздушный змей» для детей с 4 лет

Сначала складываем базовую форму треугольник, разворачиваем ее. У нас получилась намеченная диагональ. Соединяем стороны треугольника с этой линией и базовая форма «Воздушный змей» готова.

origami-vozdushniy-zmey1
origami-vozdushniy-zmey2

На основе этой базовой формы можно сделать модульную модель оригами «Цветы для мамы»

Базовая форма оригами «Блинчик» для детей с 5 лет

Сложим квадрат по диагонали сначала в одну сторону. Развернем и сложим в другую. Опять развернем квадратик. У нас получаться две намеченных складками диагонали. Место пересечения диагоналей — центр нашего квадрата. Согнем все углы квадрата к центру.

origami-blin1
origami-blin2

Это базовая форма «Блинчик».

Базовая форма оригами «Книжка» для детей с 4 лет

Очень простая форма — просто сгибаем квадрат пополам.

origami-kniga1
origami-kniga2

Базовая форма оригами «Дверь» для детей с 5 лет

Складываем квадрат пополам и разворачиваем. Сгибаем края листа к намеченной центральной линии. Это базовая форма «Дверь»

origami-dver1
origami-dver2

Базовая форма оригами «Дом» для детей от 6 лет

Это самая сложная из представленных здесь базовых форм.

origami-dom1

Складываем квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону квадрата. Складываем получившийся прямоугольник пополам и разворачиваем. Получаем намеченную складкой центральную линию. Сгибаем к этой линии обе стороны прямоугольника.

origami-dom3

Теперь осталась самая сложная часть модели. С одной из сторон берем пальцами правой руки самый верхний слой бумаги и начинаем разворачивать его от центра.

origami-dom4

Левой рукой придерживаем модель, чтобы остальные слои бумаги оставались на месте. Когда мы полностью отогнете бумагу, то сверху сформируется крыша-треугольник. Разгладим ее пальцем. То же самое повторим с другой стороны. Получился домик с двумя «входами».

origami-dom5

Базовую форму оригами «Дом» вы можете использовать для создания аппликации-оригами «Теремок». Более сложные базовые формы оригами: квадрат, двойной треугольник, рыба, птица и катамаран вы можете найти в статье «Базовые формы оригами для детей 6-12 лет» Чтобы правильно и легко читать схемы, познакомьтесь с основными обозначениями и условными знаками, принятыми в оригами. Но учитывайте, что предназначены эти символы прежде всего для вас. К знакомству с элементами этих знаков дети готовы лишь после семи лет, а «читать» схемы полноценно смогут не раньше 10-12 лет, когда у них сформируется абстрактно-логическое мышление.

Простые базовые формы оригами «треугольник», «дверь» и фигурки на их основе. День святого Валентина. Сердечное письмо к празднику

  • Ильичёва Валентина Васильевна, учитель технологии

Разделы: Технология

Практическая работа:

Цели урока: сделать в технике оригами три работы на основе базовых форм «треугольник» и «дверь», используя схемы; продумать и празднично оформить композицию.

образовательные:

воспитательные:

Методы проведения занятий:

Средства обучения:

Форма организации работы — индивидуальная.

Межпредметные связи: история, графика, математика.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку .

Сообщение темы урока. Определение цели (запись на доске).

Для подведения итогов урока предлагаю по ходу занятия вести учет ответов и выполнения практических работ и делать соответствующие пометки в таблице.

Форма учета ответов и выполнения практической работы ученика (для каждого ученика)

Критерии оценок

— устные ответы учащихся: «+» — 1 балл;

— практическая работа оценивается по «5» -ти бальной системе: аккуратность, умение работать со схемой, сроки выполнения; творческое начало, охрана труда.

II. Содержание контроля и самоконтроля знаний и умений.

1. Какая страна является родиной оригами?

2. Как переводится с японского языка слово «ОРИГАМИ»?

Доклады учащихся по теме «История оригами».

3. На основе какой геометрической фигуры складываются в основном фигурки в оригами?

4. Какие свойства квадрата вы знаете?

5. При помощи каких знаков мы можем прочитать схему при выполнении работы?

Приложение № 1 «Условные знаки, принятые в оригами и приёмы складывания»

  • выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
  • овладеть основными приёмами складывания;
  • знать базовые формы и уметь их складывать на память;
  • бумага, ножницы, клей.

III. Контроль знаний и умений

Правильность ответов;

Участие во фронтальной беседе.

IV. Формирование знаний и умений

Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково — из квадрата, который на первых этапах работы можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки и называют «базовые формы». Их немного — одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей.

Приложение № 2 «Базовые формы» (на доске).

Эти способы являются начальным этапом для других базовых форм.

Так, «косынка», имеющая как базовая форма и другое название — «треугольник», служит началом для базовых форм «воздушный змей», «рыба». Из «книжки» получаются базовые формы «дом», «дверь», «катамаран».

Некоторые базовые формы образуются путём сочетания других.

У многих базовых форм существуют несколько вариантов складывания.

Освоим простейшие базовые формы — «треугольник» и «дверь» .

Базовая форма «треугольник» Рисунок 1

Эту базовую форму можно выполнить как из квадрата, так и из прямоугольника.

Напоминаю вам правила безопасной работы с ножницами.

Эти базовые формы лежат в основе нашей практической работы, которая приурочена к празднованию Дня святого Валентина.

14 февраля в Европе и Америке празднуют День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. В последние годы этот весёлый праздник стал популярен и у нас в стране. Для того, чтобы принять в нем участие, нужно подарить сердечко тому, кого любишь — маме, папе, сестренке или братишке, бабушке, а может быть и приятельнице, которая тебе нравится. Сердечки могут быть любыми — сделанными из теста, нарисованными на открытке или сложенными из бумаги.

Немного истории.

В 269 году римской империей правил Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что основная причина этого — браки, поскольку женатый легионер о славе думает гораздо меньше, чем о семье. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но солдаты от этого не стали меньше влюбляться, и к их счастью нашёлся человек, который стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Как только об этом узнал император, он решил его подобную деятельность прекратить, и Валентина приговорили к казни.

Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Впоследствии Валентин был канонизирован католической церковью, а в 496 году римский папа Галасиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

По всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». Кроме того в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина в Западной Европе стал отмечаться с 13 века, а в США с 1777 года.

В России празднуют День влюблённых.

И в России появился праздник, призванный стать ответом католическому Дню святого Валентина. Новый праздник получил название «День супружеской любви и семейного счастья». Днем всех влюбленных назначено 8 июля — в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на Муромской земле в XIII в. . Супруги были образцом верности и любви и идеалом семейного счастья. Святые Петр и Феврония считаются образцом супружеской верности Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо, в старости приняли монашество и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Мощи супругов покоятся в Муромском Храме Свято — Троицкого монастыря. В 2008 году отмечалось 800 — летие памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник ежегодно отмечают в Муроме 8 июля. Он давно уже стал неофициальным местным Днём всех влюблённых.

V. Продолжение формирования знаний и умений

1. Какие способы складывания квадрата существуют?

2. Что такое базовая форма?

3. Как получить базовую форму «треугольник», «дверь»?

Сегодня мы сделаем три бумажные фигурки: " письмо с сердечком«; «открытое сердце», «голубь».

Особое место в нашей работе необходимо будет уделить оформлению своей работы, проявив, таким образом, свое творческое отношение к ней. Заранее продумайте какого размера будут ваши фигурки, цвета, какие дополнительные элементы они будут содержать (письмо, открытку, рисунок, украшения), продумайте также возможности совмещения фигурок, т.е. попробуйте создать свою композицию

Эти работы могут стать теми самыми сердечками, которые вы подарите любимым на праздник.

В основе выполнения работ, как уже было сказано, лежат такие базовые формы как «ТРЕУГОЛЬНИК» и «ДВЕРЬ», которые вы уже умеете складывать. Но для складывания фигурок «письмо с сердечком» и «открытое сердце» нам понадобится освоить ещё один часто используемый прием работы: «вогнуть внутрь».

Из оставшейся от квадрата полоски бумаги сделайте маленький квадрат, на котором мы и потренируемся.

Посмотрите, пожалуйста, в условных знаках, что обозначает темная стрелочка?

Освоим приемы работы. (Демонстрирую приёмы работы. Ученики выполняют работу вместе со мной).

Теперь приступим к изготовлению фигурки.

Практическая работа № 1 «Письмо с сердечком».

Рисунок 5

Вспомним условные обозначения способов складывания. Работу выполняем по пунктам инструкционной карты: Приложение 3, которая определяет последовательность выполнения и отражает приемы работы.

Учитель демонстрирует приемы работы. Ученики сверяют правильность работы с образцом учителя.

Требования к работе: внимание, аккуратность.

Практическая работа № 2. «Открытое сердце».

Эту работу можно использовать не только на праздник. Она может стать чрезвычайно полезной вещью. В нём можно хранить скрепки, карандаши, резинки, наклейки, марки:, любую мелочь.

Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая по схеме. .Приложение 4

Практическая работа № 3 «Голубь»

Для выполнения этой работы нам необходимо освоить ещё один прием «вогнуть внутрь». Он часто употребляется при оформлении клюва на головке птицы.

Осваиваем приём работы.

Далее работа по инструкционной карте: Приложение 5.

VI. Контроль знаний и умений (практические работы № 2 и № 3)

Творческое задание: «Оформление работы»

Придумайте свой вариант оформления работы.

VII. Подведение итогов.

1. Закрепленияе материала по вопросам:

2) Почему нужно знать международные условные знаки, принятые в оригами?

3) От чего зависит качество выполненной работы?

2. Заполненную форму учета работы учащихся сдают учителю, который подводит итоги, отмечает лучшие работы, активность учащихся, выставляет оценки.

2. Заключение

Оригами — это идеальный конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.

Сегодня на уроке вы узнали о происхождении праздника «Дня всех влюбленных», самостоятельно сделали подарки к этому дню — два маленьких сердечка, освоив приемы работы в технике оригами, научились работать со схемами, попытались составить нехитрые композиции из получившихся фигурок.

Интернет ресурсы:

Список литературы:

Приложения.

Базовые складки и формы оригами

by admin · 11 Октябрь 2008

После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами — часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание «начинаем с формы „квадрат“», вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает.

Итак, базовые формы оригами: 1. Совсем простые треугольник и прямоугольник:

Базовые формы оригами: треугольник и прямоугольник

2. Блин или блинчик:

Базовые формы оригами: блин, блинчик

Схема:

3. Водяная бомбочка (чувствуете, как детством повеяло?):

Базовые формы оригами: водяная бомбочка

Схема:

Базовые формы оригами: водяная бомбочка

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб Змей:

Базовые формы оригами: бумажный змей, воздушный змей

Ромб:

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:

Базовые формы оригами: бумажный змей, воздушный змей, ромб

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2: Рыба-1:

Базовые формы оригами: рыба-1

Рыба-2:

Базовые формы оригами: рыба-2

И рыбная схема. На четвёртом этапе рыба в первой инкарнации, на пятом — во второй:

8. Квадрат, он же двойной квадрат:

Базовые формы оригами: квадрат, двойной квадрат

Схема:

Базовые формы оригами: квадрат, двойной квадрат

9, 10. Птица-1 и птица-2: Птица-1:

Базовые формы оригами: птица-1

Птица-2:

Обе птицы берут начало из базовой формы квадрат (двойной квадрат). Такая вот рекурсия получается, базовая форма, базирующаяся на более базовой форме. На третьем этапе схемы получается первая птица, на четвертом — вторая. Схема:

Базовые формы оригами: птица-1, птица-2

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2: Лягушка-1:

Базовые формы оригами: лягушка-1

Лягушка-2:

Базовые формы оригами: лягушка-2

Отцом обеих лягушек снова-таки служит базовая форма «квадрат». Такая вот популярная фигура: хочешь — лягушки, хочешь — птицы. То ли еще будет! На пятом этапе схемы первый вариант лягушки, на шестом — второй:

Базовые формы оригами: лягушка-1, лягушка-2

13. Дверь:

Схема:

14, 15. Катамаран, вертушка: Катамаран:

Базовые формы оригами: катамаран

Вертушка:

Базовые формы оригами: вертушка

В основе обеих фигур лежит базовая складка «дверь». Схема начинается именно с неё. На четвёртой итерации получается катамаран, на шестой же он превращается в вертушку:

Базовые формы оригами: катамаран, вертушка

16, 17. Узор и стол: Узор:

Стол:

И узор, и стол мы получаем из катамарана, такое вот это универсальное средство. Схема начинается именно с этой базовой схемы, на втором этапе катамаран чудесным образом становится узором, а на последнем трансформируется в стол:

Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами. Разумеется, от трактовки к трактовке могут варьироваться названия, этапы получения, но суть остаётся нерушимой: это основные складки, на которых базируются все сложные фигуры. Старательно потренируйтесь «на кошках», прежде чем переходить к «серьёзным» занятиям.

А вот другие записи!

Tags: Азбука оригами или основы основ

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.